quest4sanity (quest4sanity) wrote in tm_sidhi,
quest4sanity
quest4sanity
tm_sidhi

Category:

Что такое "Медитация"

Пытаясь разобраться, что же такое "медитация", мы обычно сталкиваемся с тем, что в нашем Западном сообществе данное слово наделяют очень разными смыслами. Подчас смысл оказывается настолько странен, что диву даешься. Я попробую сейчас дать его трактовку, используемую в буддийской и йогической традициях. Замечу, что говоря в дальнейшем о "йоге" я имею в виду материнскую Ведическую традицию, которая предшествовала Даосизму, Буддизму и Йоге Шанкарачарьи, и из которой они все произошли.

Начну издалека. Наш ум устроен таким образом, что сильные впечатления, которые мы испытываем, впечатываются в него (запоминаются), и в последующем подспудно начинают оказывать влияние на наше поведение и мировосприятие. Такие впечатанные переживания называются "самскарами" (их аналоги в психологии называются "гештальты" и "инграммы"). Пока таких переживаний мало (как у детей), проблем они не оказывают. Но по мере взросления их накапливается все больше и больше, и их влияние становится все значительнее. Так же важно отметить, что взрослый человек в силу возросшей ответственности (в отличии от ребенка) часто вынужден сталкиваться с очень большим количеством взаимно-конфликтующих переживаний и событий. Как следствие, эти пережитые конфликты тоже впечатываются в ум и на бессознательном уровне становятся двигателем автоматического невротического поведения. И чем больше человек живет, тем более невротичным он как правило становится.

Чтобы исправить этот нарастающий перекос в психике в традиции йоги были разработаны методы, позволяющие выводить эти самскары из бессознательной области ума в сознательную и разряжать.

Итак. С точки зрения йоги процесс трансформации ума происходит на восьми уровнях.
- Самадхи. Это уровень истинной природы ума человека. Это то, что всегда существовало и всегда будет существовать. Это то, к чему человек в любой момент может получить доступ, потому что оно является его истинным бытием. Это фактически именно то, что он называет Собой. Рафинированная (очищенная от ментальности) Самадхи переживается как осознавание собственного существования (Я Есть). Так называемые "уровни Самадхи" являются ничем иным, как просто степенями его очистки от ментальных процессов. У Самадхи полно имен. Вот лишь несколько из них: Высшее Я, Дао, Атман, Пуруша, Бог.

- Дхьяна (буд. Чань, Дзен, Дзогчен). Этим словом называется спонтанный поток мышления. Для такого потока характерно то, что он ничем не прерывается. В нем отсутствуют конфликты и спотыки. Мысль течет как полноводная река, на пути котрой нет ни одной дамбы - до своего полного исчерпания и исчезновение в океане Бытия (Самадхи).

- Дхарана. Этим словом называется момент концентрации. Тут есть проявление дисциплины и воли. Как следствие, такое мышление создает перепятствия на пути мышления. В результате спонтанный поток мыслей вынужден прерываться, ослабляться или усиливаться, приобретая характер скорее горной реки, чем спокойной долинной. Концентрация дает возможность направлять мышление в ту или другую сторону. Технология, подразумевающая использование одновременно Самадхи, Дхьяны и Дхараны называется Самьямой. Грамотное применение Самьямы позволяте очень эффективно управлять умом. Неграмотное же делает ум мятежным и невротичным.

- Пратьяхара. Данным термином называется феномен отвлечение внимание от внешних объектов. Такое отвлечение возникает естественным путем, когда ум сосредоточился на своей природе, или когда он практикует Самьяму.

- Пранаяма. Данный термин часто связывают с дыханием. Отчасти такая трактовка верна, но не в том смысле, в котором обычно думают. Пранаяма переводится как "работа праны". "Прана" (кит. Ци, яп. Ки) же означает жизненную энергию. В этом смысле слово "пранаяма" означает то же самое, что и "цигун", который тоже переводится как "работа ци". Под жизненной силой подразумевается работа переферической нервной системы. Эта работа всегда происходит по принципу расширения и собирания (активации симпатики и парасимпатики). Процесс активации называется "выдохом", процесс успокоения "вдохом". Иначе говоря, "пранаямой" называется управление жизненной активностью нашего тела. Эта работа может вестись как с помощью дыхания (легкими), так и путем прямого мысленного воздействия на нервную систему методами цигуна.

- Асана. В йоге "асана" подразумевает позу для медитации и только ее. Все то многообразие атлетических поз, которыми сейчас наполенны йога-классы на Западе, является порождением 18-19 веков. Эти позы были заимствованы из гимнастики, распростаненной в Европе в то время, и практиковавшейся английскими колонизаторами. В традиционной же йоге (раджа-йоге) единственной ценностью позы является способность поддерживать ее в течении многих часов, как того треубют продвинутые техники медитации.

- Нияма. Данным термином называется отсутствие серьезных внутренних психологических конфликтов. Человек, реализовавший "нияму" находится в гармонии с самим собой. Его невротичность минимальна или полностью отсутствует. Он невоинственнен, и не склонен к насилию.

- Яма. Этим термином называют отсутствие конфликтов с окружающим миром. Человек, реализовавший "яму" находится не только в мире с самим собой, но и со всем, что его окружает. Это не значит, что он стал паинькой и мальчиком для битья. Это значит, что его поведение всегда адекватно той ситуации, в которой он находится. Раз внутренних конфликтов у него нет, его ум всегда адекватно оценивает окружающую ситуацию.

Из приведенного описания мы видим, что трактовка Аштанга-йоги (йоги восьми частей) как постепенного пути от "Ямы" к "Самадхи" является полным противоречием природе ума человека. На деле, единственное, что может быть реализовано "ПРЯМО СЕЙЧАС" это Самадхи, так как оно является неотъемлемой природой человека, его ядром, которое присутствует всегда, и которое всегда узнаваемо. Реализация же Самадхи автоматически влечет за собой реализацию Дхьяны. Дхьяна, разряжает накопившиеся самскары и открывает перед человеком возможности для Дхараны. Все же остальные шаги являются ничем иным как этапами углубления Самьямы.

Возвращаясь к самому началу. Так что же такое "медитация" в йогическом и буддийском смысле? На деле она состоит из двух элементов - из Самадхи и Дхьяны. Техника Шаматха-медитации создает условия, при которых ум возвращается к своей природе. Когда будет достигнута необходимая глубина погружения (очистка ума от ментальных процессов) в дело вступает Дхьяна-медитация. Человек отпускает свой ум, и в нем начинают спонтанно проявляться накопившиеся за годы жизни мысли, чувства и переживания. Процесс их разрядки может идти очень и очень долго. И по мере обесценивания самскар, жизненная сила, которую они удерживали, высвобождается и становится достоянием человека. Это открывает ему пути для самореализации через Самьяму и дальше.

В буддизме реализация Самадхи является целью Буддизма Хинаяны (малой колесницы), реализация Дхьяны является целью Чань/Дзен буддизма (великой колесницы), а реализация остальных шести принципов является целью Ваджраяны (алмазной колесницы) или Йогачары. Как следствие, мы видим, что Хинаяна и Махаяна являются неотъемлемыми частями Ваджраяны. А иначе и быть не может.

см. так же: https://quest4sanity.livejournal.com/160569.html
http://www.e-reading.club/chapter.php/1016116/0/Maharishi_-_Maharishi_Mahesh_Yogi_o_Bhagavad-Gite.html

Продолжение следует:
https://tm-sidhi.livejournal.com/33684.html
Tags: теория медитации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments